Резные карнизные свесы на домах
В наше время многие жители прочувствовали прелесть собственных домов и решили вновь вернуться к жизни в частный дом. И, конечно же, всем хочется, чтобы будь то дом или коттедж, в любом случае их жилье выглядело красиво, как внутри, так и внешне. Поэтому сегодня мы поговорим о таком внешнем украшательстве, как карнизные свесы.
При постройке деревянных зданий выступающую часть карниза обычно украшают различного рода деревянными ажурными или накладными карнизными свесами. Карнизные свесы могут украшать карниз здания в один ряд, а в более солидных постройках — в два ряда.
Если карниз упрощен и представляет не что иное как свес крыши, то стропильные выступающие ноги снизу подшивают тесом, чтобы зимой снег не заметало под крышу. Верх стропильных ног покрывают подрешеткой и кровлей, а торцевые концы стропил обрезают по вертикальной плоскости и обшивают карнизными свесами.
Карнизные свесы накладывают двояко: в одном случае так, что вся порезка находится в пространстве, равном толщине строения, в другом случае порезка свисает ниже строения и ажурно просвечивается в прорезах. Сверху карнизных свесов как правило набивают отборки в виде тяги с различными профилями разной высоты. При применении упрощенного карниза практичнее концы строительных ног обшить сперва тесом, а потом наложить карнизный свес и сверх нее галтель.
Когда же карнизный свес делают полным, то на рубленных стенах набивают гвоздями деревянные кобылки, имеющие форму карниза и выпиленные из сосновых досок толщиной 6 см. На эти кобылки по форме карниза нашивают тес так, чтобы в карнизе получились выносная часть, фриз и архитрав. Сверху теса нашивают те или иные карнизные свесы на вертикальную плоскость выносной части, а также на фриз, или отступя несколько от плоскости — примерно на 10 см.
Затем карнизные свесы прибивают к горизонтальной плоскости выносной части и уже потом обкладывают весь карниз тянутыми галтелями в надлежащих местах, чтобы получить более мелкие части карниза (например, в выносной части — симу, сверху фриза — поддерживающую часть, под фризом — архитравный пояс).
Накладные карнизные галтели вытягивают специальными инструментами (отборками) из сосновых досок толщиной от 50 см и более.
Карнизные свесы выпиливают обычно из теса (сосновых досок в 2,5 см толщиной и 18 см шириной), хотя их можно для большей прочности выпилить и из более толстых досок, что обойдется в самом материале и в работе дороже.
Следует уделять особое внимание выбору материала — ведь после выпилки карнизный свес должен быть прочен и красив. Доски отбирают только прямые, не коробленные, без «табачных» сучков, гнили, синил и крупных суков.
Однако главное требование таково: на доске не должно быть продольных трещин, которые трудно увидеть простым глазом; чтобы решить эту задачу поступают следующим образом: выбранную тесину остругивают с двух сторон и, сгибая ее поперек длины, внимательно просматривают, нет ли щелей. Если они будут обнаружены, то лучше эту доску употребить на другое дело и поставить там, где щель совершенно неопасна.
Итак, найдя подходящий прочный материал, мастер наносит на доску с помощью переводной бумаги выбранный рисунок в натуральную величину и начинает выпиливать отверстия особо тонкой ножовкой или специальным инструментом, например, маятниковой пилой (приставкой к электродрели). Мелкие отверстия просверливают, применяя коловороты, перки, сверла разного диаметра.
После пропиливания все отверстия поправляют плоскими и круглыми стамесками, а в необходимых случаях — напильниками с различной насечкой.
Ажурные карнизные свесы для большей прочности рекомендуется нашивать тонкими гвоздями на тесовые доски. В таком виде карнизные свесы хорошо сохраняются, легче выдерживают влияние погоды и благодаря глубине теней дают красивое пятно на фасаде.
После постановок карнизных свесов на место их красят в два слоя масляной краской.